С февраля месяца расчеты по прямому возмещению убытков будут производиться по «бельгийской модели». Такое решение принял Центробанк, рассмотрев и одобрив предложение Российского союза автостраховщиков (РСА), совершать начисления в рамках новой методики. Система расчетов, действовавшая до недавнего времени была невыгодна «потерпевшей стороне»: как участнику аварии, так и его страховщику.
Согласно существующим правилам, страхователь имеет право обратиться за возмещением, как в компанию виновника ДТП, так и к своему страховщику, который, в свою очередь взыскивет расходы с СК виновника. Но, на деле, это «право» не работает: на практике владельцы транспортного средства, поврежденного в аварии, обращаются за выплатами исключительно в компанию виновника. Ведь зачастую «родные» СК отказывают клиентам в ПВУ, если сумма выплат превышает средний показатель по ОСАГО, также распространен вариант намеренного занижения суммы убытка.
Все это приводит к спорам, судебным разбирательствам и недовольству со стороны потребителя. А причина проста – отсутствие четкой методики определения ущерба, в связи с чем, фиксированная сумма убытка в разных компаниях – неодинакова. Фактически, система разоряет страховщика, если положенная сумма выплат клиенту превышает средний показатель фиксированной суммы, и, наоборот, приносит доход, если средний показатель выплат, ниже суммы получаемого «фикса». В плюсе страховщик оказывается и в случае, когда другие СК выплачивают за него сумму, превышающую размер перечисляемого данным страхователем «фикса».
Новая же, «бельгийская модель» предполагает совершенно другой алгоритм расчетов, в соответствии с которым, страховщик, у которого застрахован виновник аварии, будет перечислять в клиринговую систему Союза не «фикс», а полную сумму убытка. Что касается страховой компании потерпевшего, то цена убытка будет определяться во время еженедельной расчетной сессии в «Страховой платежной системе», а значит, являться величиной непостоянной и малопредсказуемой. РСА и Центробанк надеются, что новая система не только поможет избавиться от такого явления как «селекция убытков», но и повысит клиентский сервис в СК.