Форма ОСАГО предполагает, что водителей у машины может быть несколько, то есть помимо владельца существует круг лиц, которые могут управлять автомобилем по доверенности. Можно также приобрести полис с неограниченным числом водителей, только его стоимость будет на порядок выше стандартной. Но предоставляемой страховщиками возможностью пользуется далеко не каждый. И бывают ситуации, когда виновником аварии является лицо, не указанное в полисе в качестве допущенного к управлению транспортным средством. В этом случае потерпевшая сторона получает выплаты от своей страховой, а та, в свою очередь, взыскивает эти деньги с виновника. Но, в нынешней обстановке, когда страховые компании одна за другой теряют лицензии и признают себя банкротами, становится непонятно, кто будет возмещать ущерб при наступлении подобного страхового случая.
Судебные инстанции полагают, что если полис был выписан страховщиком, впоследствии лишенным лицензии или объявленным банкротом, платить потерпевшему в ДТП из компенсационных фондов должен Российский союз Автостраховщиков (РСА). Мотивация следующая: поскольку закон об ОСАГО не предусматривает возможности отказа в страховой выплате в случае, если виновник ДТП не допущен к управлению машиной, то и у РСА нет права отказать в компенсационной выплате. При этом, совершенно не учитываются следующие факторы: во-первых, компенсационная выплата по своей сути не является страховым возмещением, и, во-вторых, тот же самый закон не предусматривает возможности для РСА предъявить регрессное требование виновнику аварии (такая прерогатива остается только страховым компаниям). Так что расплачиваться за все придется РСА.
Список документов для получения выплат такой же, как при обращении в СК, отличие только в том, что РСА не занимается оценкой ущерба, так что чек об ее проведении и оплате нужно прикладывать к подаваемым документам. Компенсации производятся в том же порядке, что и выплаты страховой компанией.