Аналитика страхования
Рынок болен настолько, что страховщики «ампутируют» новых КАСКО-клиентов
23.04.2014

Настроение ведущих страховых компаний в апреле испортилось настолько, что они перешли к самым решительным действиям. Ритуальные танцы закончились. Теперь, если клиенты не приносят достаточно денег, то «ну их в баню» таких клиентов. В офисы партнеров ведущих страховых компаний посыпались инструкции – «в связи с высокой убыточностью запретить…», «запретить принимать на первоначальное страхование…», «внесены изменения в статью правил…»

В апреле сдали нервы у Ингосстраха. Лидер российского страхового рынка рубанул с плеча и запретил партнерам принимать к страхованию десятки моделей авто, способных доставить удовольствие от вождения. Например, в Москве и Московской области запретили принимать к страхованию почти все «мерседесы» с двигателями мощнее 300 «лошадей», почти все заряженные BMW и Audi. В том же списке – VW Golf, Skoda Octavia и Honda Civic мощнее 170 л.с. В одном ряду с Ferrari и Chevrolet Camaro гордо стоят малютки Opel Corsa (более 170 л.с.) и Seat Ibiza любой мощности. Важный нюанс – в Московском регионе этот запрет распространяется только на водителей младше 35 лет. Достали «малолетки» на заряженных тачках? Но почему не 25, а 35 лет? В этом возрасте у людей уже по двое, а то и по трое детей. Спустя несколько дней Ингосстрах отменил этот запрет. Страховать «малолеток» снова стало можно. Но на долго ли?

Надежные инвестиции в золото

Гарантия подлинности Комфортное сопровождение Выбор на любой бюджет

Выберите желаемый формат вложений:

В любом случае запреты и суетливые отмены запретов говорят об одном – сохранении нервозности у ведущих игроков, неуверенности в завтрашнем дне. Полностью картину рисков страховщики не раскрывают, но кое-какая статистика по убыточности известна. Так у того же Ингосстраха по Москве условная убыточность по риску ущерб для Chevrolet Camaro составляет 106%. Вплотную к легендарному «мускул-кару» по условной убыточности приближается «зажигалка» Mitsubishi Lancer Evolution – выплаты составляют 93% от сборов. Много головной боли страховщикам приносят Audi R8 и Nissan GT-R. Их страхуется не много, но бьются они так крепко, что выплаты по ущербу на несколько миллионов превосходят стоимость полисов. Условная убыточность по этим моделям в ряде регионов достигает соответственно 373% и 819%. Правда, нужно понимать, что машины эти далеко не массовые и такая статистика следует из очень малой первоначальной базы.

Пока одни разбирались с «малолетками», другие страховые компании искали альтернативные пути минимизации выплат. Так, АльфаСтрахование по-своему придумало, как отсекать потенциально проблемных клиентов. С середины апреля эта компания не берет на первичное страхование иномарки старше 3 лет (до 2011 года включительно), если новый владелец не успел застраховаться в первые 30 рабочих дней после покупки. Это преподносится как борьба с аварийными клиентами, которые перебегают из других страховых компаний из-за своего повышающего коэффициента. Но и между строк читается, что одновременно таким способом борются и со страховыми мошенниками.

Еще один вариант закручивания гаек для клиентов – лишение их прежних «пряников» в виде выплат за мелкие повреждения без предоставления справок. Например, раньше в Ингосстрахе можно было несколько раз за время договора без справок обращаться по проблеме битых стекол, фар, оторванных зеркал и антенн. А теперь – только один раз в год и «досвидос». Почему – тоже понятно. Невезучим и мошенникам дают совет идти в другую страховую компанию. А вот зачем Ингос увеличил срок выплаты страхового возмещения с 15 дней до месяца – остается загадкой. Теперь нужно больше времени, чтобы вывести участников ДТП на чистую воду?

Почему компании продолжают закручивать гайки, продолжая при этом увеличивать тарифы? Некоторые безубыточные клиенты того же Ингоса в этом году платят примерно на 30% больше. Вот еще «Согласие» на днях повысило цены на 15%. Что происходит?  Маниматика считает, что все это симптомы того, что страховой рынок болен. Причем давно. Вероятно, очаг инфекции кроется в низких тарифах ОСАГО (компании вынуждены перебрасывать средства, чтобы компенсировать убыточность по этому виду страхования) и неэффективности страховщиков (в том числе в вопросах внутренней борьбы с мошенничеством). Тарифы ОСАГО поднимать боятся, это вопрос социальный, но поднимут – никуда не денутся. Теоретически после этого можно ждать витка ценовой конкуренции и более выгодных предложений по КАСКО. Но лишь теоретически. Мы в Маниматике, честно говоря, не верим, что цены на рынке автострахования будут снижаться.