Опираясь на статистику НБКИ (Национального бюро кредитных историй), можно с уверенностью утверждать, что рост объема автокредитования к текущему моменту стабильно замедляется. На третий квартал 2018 года пришлось 206,5 тысяч целевых займов на покупку авто.
При этом, если не рассматривать «среднюю температуру по больнице», а перейти к конкретным регионам, то можно заметить, что в различных областях Российской Федерации динамика автокредитования может быть вообще противоположной. В частности, в Ханты-Мансийском автономном округе и Свердловской области отмечается рост: 13% и 15% соответственно. А вот в Самарской области и Ставропольском крае объем автокредитования упал на 11% и 5%. Значительное снижение отмечается также в Белгородской области: 16,4%.
Что же влияет на динамику рынка? В начале текущего года рынок автокредитования подогрело введение государственных льготных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Желающие воспользоваться программами от государства фактически получали скидку в 10% от цены техники.
По результатам льготных программ, с января по апрель 2018 года было продано почти 86 тысяч автомобилей. Таким образом уже к концу апреля рынок исчерпал лимит в 80,6 тыс. машин, установленный Министерстсом промышленности и торговли (именно на такой объем было рассчитано финансирование программ). И в мае 2018 года льготные программы завершили свое действие.
Общий эффект от введения стимулирующих мер был крайне позитивным. Рынок легковых авто поднялся на целых 20%. По информации банков средняя сумма кредита на покупку машины в 2018 году выросла на 5% и составила 651 тыс. руб.
Однако многие эксперты предрекают переломный момент для рынка автокредитования. Первый из факторов влияния – исчерпание лимита поддержки со стороны государства. После прекращения льготных программ, брать автокредит на покупку машины становится менее выгодно. Значительная доля клиентов уже переключилась на потребительские кредиты. В случае с последними не требуется большого пакета документов, нет ограничений по выбору автодилера и обязательного требования КАСКО. Свобода выбора и отсутствие ограничений стимулируют клиентов брать именно потребительский кредит. Тем более, что за последнее время разрыв в уровне ставок по потребительским кредитам и автокредитам уменьшился до минимума.
В тоже время потребительские кредиты (даже если они формально носят название «Кредита на покупку авто») не учитываются в статистике, как кредиты на покупку машины, т.к. в данном случае крайне затруднительно отследить цель покупки. В результате формально люди берут кредиты на приобретение автотранспорта (потребительские), а по статистическим данным объем автокредитования замедляет свой рост и будет вероятно стремиться к снижению.